©Alexander Viazmensky. All rights reserved.
Отрывки из книги
Александр Вязьменский
Свет в лабиринтах
Литературные наброски
* * *
Из прошлого в памяти остаются самые яркие минуты. Из этих минут складывается
образ своего прошлого, образ себя. Настоящее не выдерживает сравнения с этим
образом, составленным из лучших минут. Возникают два убеждения. Первое: раньше
было лучше. Второе: раньше я был лучше. Из второго возникает вопрос: почему
же теперь я хуже? Почему слабее и бледнее вижу и чувствую, почему меньше и
хуже работаю? Начинается бессознательный поиск виновников. Ими оказываются
почти все окружающие и почти все жизненные обстоятельства.
* * *
На грани между бодрствованием и сном есть состояние близкое к сумасшествию.
В момент засыпания человек сходит с ума, и только из-за выключения двигательных
функций это остаётся тайной.
* * *
Вспомная о прошлом, говоришь "в молодости". И с испугом замечаешь, что слушатели
принимают эти слова совершенно без иронии, которой ты от них ждал.
* * *
Изумительный талант детства - умение жить в крошечных мирах, не страдая от
их ограниченности.
Куст в саду, под ним скамейка, потом забор, и дальше - неведомое. Поляна,
где летают стрекозы, за ней - неведомое. Жить в полную силу можно и на одном
квадратном метре земли, если суметь проникнуть в лес травы, в бурелом сосновых
игл, в каменные россыпи песчинок.
Один километр реки может стать всей рекой, а на нём можно найти столько, что
остальные километры перестанут к себе тянуть. Но когда-то мы теряем этот дар
и взамен обретаем вечную тоску: другие, неведомые километры кажутся лучше
нашего, мы отправляемся в них, приобщаем к своему миру и опять с тоской смотрим
вдаль.
* * *
Стою в толкотне вечернего троллейбуса. За окном темень. В грязном стекле смутно
отражаются лица усталых людей. Вдруг там мелькает лицо, показавшееся знакомым.
В голове вспыхивает: "Где я его видел?" И одновременно делается неприятно:
сейчас придётся что-то говорить, изображать, и лишь после этого с облегчением
осознаю, что это лицо - моё собственное.
* * *
Стать взрослым - обычно это значит стать как все, рассуждать, думать и вести
себя как все.
А мировоззрение "всех" формируется в постоянном контакте с людьми и в особенности
с семьёй. Этот постоянный контакт обрубает, обламывает углы и грани характера,
делая человека "взрослым" и "нормальным". Одинокий же человек дольше сохраняет
индивидуальность, а значит дольше взрослеет. Если же очень повезёт, он так
и не станет взрослым.
* * *
Никак не уснуть. А картины перед глазами яркие, как в полусне. Вот лист акварели:
розовые, малиновые, сиреневые тона, два-три горячих оранжевых пятна. Рисунка
нет. Думаю: может, встать, зажечь свет, взять краски, изобразить? А зачем?
Чтобы потом неделю (а может, и год) самодовольно думать: а ведь вот я какой
- встал среди ночи, рисовал! Для этого?.. А может, встать да всё это записать
(для того же самого)? И вот, поди ж ты, встал, записал.
* * *
Между удочкой и сетью такая же разница, как между задумчивой светлой беседой
и хамским окриком.
* * *
Нормальный культурный человек смеётся через "а". Смех через "о" - дешёвая
претензия на интеллегентность и утончённость. Чаще бывает у женщин.
Смех через "у" - удивление и восхищение, смех через "ё" - ехидный, мелко злорадный,
через "и" - подхалимский или жеманный.
Смех через "ы" - признак неизлечимого отсутствия культуры.
Смех без гласных говорит о том, что человек привык смеяться некстати.
Пейзаж
Бесконечная прямая аллея. Тёмные деревья. Но если смотреть не далеко вперёд,
а около себя, то оказывается, что это не аллея, а коридор какого-то покинутого
учреждения, где вдоль стен, в которые превратились деревья, стоят в полумраке
пыльные старые шкафы и сундуки.