FederalPost           

бывший адрес http://www.federalpost.ru/culture/issue_12625.html

 

Добытчик оргазма
(Жизнь и смерть Михаила Армалинского)

 

 2003-09-24 14:54:00        

Сборник избранных сочинений Михаила Армалинского, известного в сети больше по спамерским рассылкам, не вызвал никакой реакции за год после своего выхода в свет, хотя попытки скандал организовать были у автора предисловия, убеждавшего читателя в том, что он еще не готов к восприятию литературы, в которой много матов и порно.

22 сентрбря днем радио "Свобода" сообщило, что в штате Миннесота скончался писатель Михаил Армалинский. В издательстве "Ладомир", которое в последнее время занималось выпуском книг Армалинского в России, до сих пор никаких внятных пояснений получить не удалось. Наоборот после сегодняшнего разговора вспомнилась история с виртуальными PR-похоронам Баяна Ширянова.

Сотрудница издательства "Ладомир", сославшись на то, что у нее слишком незначительная должность, чтобы представляться, сегодня сказала: "Да бог с вами. Мы же с ним переписываемся". Директор "Ладомира" Юрий Михайлов, который сам Армалинского "в глаза никогда не видел", но несколько дней назад разговаривал с ним по телефону, сказал, что подтверждений о смерти писателя не получал ни от жены, ни от агента Александра Соколова, хотя и заметил, что по телефону у Армалинского был низкий, посаженный голос, какой бывает у людей, у которых плохо с сердцем.

(Здесь уместно заметить, что пользователи интернета убеждены в виртуальности агентов Армалинского, а Юрий Михайлов уверен только в виртуальности Давида Баевского, составителя книги "Парапушкинистика" - сборника отзывов на "Тайные записки Пушкина").

Впрочем, Юрий Михайлов уточнил, что Армалинский - человек на редкость активный, и о его проблемах со здоровьем можно судить только косвенно.

Директор издательства сообщил также, что от следующего шага - издания "Парапушкинистики" - он отказался из-за "внутреннего, психологического сопротивления". Дальнейшее сотрудничество с Армалинским испортило бы издательству отношения со многими людьми, в частности, попавшими в этот сборник. "Дело в том, - пояснил Юрий Михайлов, - что Армалинский запустил фальсификат, связанный с именем Пушкина и никого не оставивший равнодушным. Одна волна критики породила новые волны и в итоге авторитет массы вывел книгу из разряда фальсификатов. "Парапушкинистика" - это слепок времени. Одного Пушкина было недостаточно, чтобы вызвать такой резонанс. Армалинский что-то почувствовал, уловил что-то в общественном сознании. Ход борцов нарастал, причем люди, которые пытались критиковали эту книгу, изъяснялись в нелицеприятных выражениях, так что умнее всех оказался тот, кто промолчал".

После публикации "Тайных записок 1836-1837 годов" А. С. Пушкина" (1986) писателя третьей волны русской эмиграции Михаила Армалинского (Пельцмана), у которого уже была репутация сексиста-метромана и гнусного спамера, в России стали считать еще манкуртом и плагиатором. У публики был год на то, чтобы возмутиться еще и сборником избранного - "Чтоб знали!" Избранное, 1966-1998. 860 cтр., 2002. Издательство: "Ладомир". Серия: "Русская потаенная литература". ISBN: 5-86218-379-5, - но он не вызвал не только похожего скандала, о котором можно было написать книгу (вроде эксгибиционистской хрестоматии "Парапушкинистика", на страницах которой Армалинский под псевдонимом "Давид Баевский", кайфует от им же организованной полемики), но и вообще ничего не вызвал. Был только В. Петров, восторженно пересказавший эссе "Гонимое чудо" в двести двадцатом номере интернет-журнала "EROTIC NEWS".

 

3 сентября 2003 на сайте М.I.P. Company вывешен 100 номер "журнальца" General Erotic. Михаил Армалинский составил список аттестаций, в разное время дававшихся ему рецензентами "Тайных записок Пушкина", который теперь должен выглядеть как эпитафия.

 

Наглый фальсификатор вполне может быть отнесён не только к "ликам" сумасшедших и идиотов, но и к "лику" подонков;

убогий сквернослов;

несчастный, убогий человек, у которого мозги набекрень;

постоянный женоненавистник, сальный сквернослов;

порнограф-прохиндей, совладелец какого-то самопального русского издательства;

неутомимый блядолог;

грабитель всемирного имени;

порнограф-интерпретатор;

"сдвинутый" на сексуальной теме;

эмигрант-жулик из Миннеаполиса с длинной польско-еврейской фамилией

шпана несчастная;

некто, мыслящий на уровне сексуально озабоченного шестиклассника;

убийца Пушкина;

какой-то сексуальный маньяк;

человек с больным воображением;

Армалинский - главный филологический бес России;

деструктивный тип.

 

В XVIII веке в России жил графоман Николай Еремеевич Струйский, который, выйдя в отставку, устроил в своем имении в Рузаевке (Пензенской губернии Инсарского уезда) типографию, где печатал в немереных количествах свои сочинения, а потом агрессивно навязывал их всем кому ни попадя. В XX веке жил Михаил Израилевич Армалинский, который эмигрировав в 1976 году из СССР в Миннеаполис, основал здесь типографию, где печатал в немереных количествах свои сочинения, а в начале 1990-х, сделавшись первым русским спамером, агрессивно навязывал их по электронной почте.

 

Ты [...] слепо веришь стоикам надутым,

Педантам в мантиях, подбитых мехом,

Пред тощим Воздержаньем преклоняясь

[...]      Если

Начнет весь мир ходить во власянице,

Пить только воду, есть одни стручки,

То этим лишь свою неблагодарность

Докажем мы подателю всех благ.

Поступим мы, как жалкие скупцы,

Ублюдки, а не сыновья природы.

 

В пуританской маске Мильтона сын Бахуса и Цирцеи злой волшебник Комос, считающийся прототипом сатаны из "Потерянного рая", этими словами (перевод Юрия Корнеева) пытается убедить Lady, воплощающую здесь непорочность и религиозность, выпить наговорное зелье (orient liquor), от которого лицо превращается в звериную морду.

"Стоики мудрили, что философствовать - это учиться умирать, и для полноты повторяли, что жить - это помнить о смерти. Что может быть неблагодарнее по отношению к жизни и, кстати, к тому же Богу, чем уничижение ее, пренебрежение ею, тем же Богом созданной". Этими словами Михаил Армалинский начинает эссе "Гонимое чудо", посвященное Оргазму.

Забавна не сама полемика с философами поздней античности, которых Армалинский бьет христианской логикой (философии он обучался по роману де Сада "Философия в будуаре", когда переводил его на русский с английского), а сходство риторики искушения, которая у Армалинского делается риторикой совращения, потому что мысль милтоновского Комоса применяется к сексу.

Армалинский всю жизнь занимался совращением читателя, хотя сам мог так не считать. Его оскорбляли попытки отделить порно от эротики. Он боялся, что, если для порно найдется подходящее определение, порнографу сложнее будет оправдаться. "Порнография - это тест на сексуальную жизнь человека", пишет Армалинский. Если порно не нравится, значит она "не задалась".

Он считал, что матом можно хорошо обозначить предмет, а потом до бесконечности "поэтически углубляться" в разные его качества: "Я раньше тоже ... думал, что будто бы нужны двусмысленности, недоговорки, иносказания и метафоры, а когда назвать всё своими именами, то и поэзия пропадёт".

Секс занимал его всегда и в любом виде - даже в сочетании со смертью. В сборнике "Чтоб знали" есть рассказ, в котором геройассказчик едет к любовнице, едва успев убрать блевотину помирающей от рака бабушки. В 82 номере General Erotic (28 октября 2002) есть публикация "Вмерзание в лед под "Сексуальные выбросы" - трогательная переписка Армалинского с устюжненским поэтом Алексеем Васильевым, родившимся в 1933 году и всю жизнь сочинявшим порнографическую поэзию (в "Избранное" не вошло, хотя вполне этого заслуживает). Васильев присылал Армалинскому свои малопотребные сочинения ("Будет еще что-то скотское, порадую Вас"), а тот радовался таким отношениям (типа Васильев был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять... Меня искали...), пока не получил сообщение о смерти брата-порнографа и последнее его письмо, наполненное "сексуальными выбросами". Армалинский реально симпатизировал человеку, который перед самой смертью писал о сексе.

Другие сочинения Михаила Армалинского - сборники стихов "Маятник" (1978), "Состояние" (1979), "Вразумленные страсти" (1980), "Вплотную" (1994), "По направлению к себе" (1980), "После прошлого" (1982), "По обе стороны оргазма" (1988), "Жизнеописание мгновенья" (1997); сборники рассказов "Гонимое чудо" (1996), "Двойственные отношения" (1993); эпистолярный роман "Добровольные признания - вынужденная переписка" (1991).

 

 Михаил ОСОКИН